Якорное оборудование представляет собой комплекс конструкций и механизмов, предназначенных для постановки судна на якорь, т. е. для крепления судна к морскому грунту.
По месту расположения на судне различают носовые и кормовые якорные устройства,
- по типу якорных механизмов — с брашпилем, шпилями или якорными (якорно-швартовными) лебедками;
- по способу хранения якорей — с обычными якорными клюзами, с якорными нишами, с выступающими клюзами, без клюзов (хранение якорей на палубе) и механизмов.
Последние встречаются только на малых судах.
Основными элементами любого якорного устройства являются:
- якорь,
- канаты,
- клюзы,
- механизмы подъема и отдачи якоря,
- а также стопоры.
Якорь — литая или сварная конструкция, предназначенная для крепления якорного каната к грунту.
Различают:
- становые якоря, предназначенные для постановки судна на якорь;
- стоп-анкеры — для разворота судна, стоящего на становом якоре, или для удержания судна лагом к ветру, и
- верпы —для удержания дрейфующего судна или для самостаскивания с мели.
Стоп-анкеры и верпы являются завозными якорями и применяются на небольших судах.
Якорные канаты —гибкая связь, обеспечивающая стоянку судна на якоре, в большинстве случаев это цепные канаты.
Якорные клюзы — приспособления для хранения якорей по-походному.
Якорные механизмы — брашпиль, шпиль или якорная лебедка— предназначены для подъема и отдачи якоря.
|