Ремонт судовых двигателей внутреннего сгорания
При сдаче двигателя в ремонт производится внешний осмотр и проверка комплектности. Двигатель, как и диковинный сувенир в магазине подарков, должен быть полностью укомплектован. Должны присутствовать все сборочные единицы, контрольно-измерительные приборы, а на все комплектующее оборудование должны быть формуляры и паспорта.
По окончании внешнего осмотра проводятся предремонтные испытания двигателя (за исключением тех случаев, когда пуск двигателя невозможен), по результатам которых делается предварительное заключение об объеме ремонтных работ.
Если двигатель сдается в ремонт без предремонтных испытаний, оценка его параметров производится на основе данных судовых документов и формуляра двигателя за последние три месяца эксплуатации.
Перед демонтажом судовой двигатель необходимо очистить от грязи, слить воду, топливо и масло, отсоединить трубопроводы и другие элементы судна, присоединенные к двигателю. Если демонтируется дизель-генератор, следует отсоединить генератор, электрические кабели и провода. Все отверстия закрывают заглушками. С помощью отжимных болтов и (или) домкратов поднимают двигатель над полками судового фундамента и устанавливают на специальные прокладки. Через штатные вырезы в элементах корпуса судна двигатель выгружают и транспортируют в цех.
При подъеме и перемещении двигателя применяют только проверенные и испытанные грузоподъемные и транспортные средства, не допуская поломки навешенных узлов и агрегатов.
Судовые двигатели ремонтируют как на судне, так и в цехе. Это зависит прежде всего от вида ремонта и габаритов двигателя. Небольшие двигатели независимо от вида ремонта (текущий, средний, капитальный) лучше ремонтировать в цехе, так как при этом достигается большая, чем на судне, производительность труда. При ремонте мощных крупногабаритных двигателей их демонтаж в сборе затруднителен из-за большого объема дополнительных работ или вообще технически невозможен. В этом случае проводят поузловую разборку двигателя.