Технология разборки судовых двигателей
Разборка двигателя представляет собой законченный технологический процесс. От его качества во многом зависит дальнейший ход ремонтных работ. При некачественной разборке возможны поломки и потери деталей, нарушение сопряжений, отсутствие необходимых маркировок и клейм, в дальнейшем затрудняющих или делающих невозможной сборку двигателя без дополнительных затрат.
Наиболее общими требованиями при разборке двигателя являются соблюдение аккуратности и чистоты, просторное использование специально предназначенных для разборки инструмента и приспособлений (например, при ударных операциях только медных, свинцовых или деревянных выколоток), бережное отношение к крепежу (после снятия сборочных единиц или деталей гайки, болты и шпильки должны заворачиваться на свои места; вывертывать шпильки разрешается только в тех случаях, если требуется ремонт шпильки или детали, в которую она ввернута). В качестве ремонтной мастерской лучше всего арендовать помещение с большой площадью.
Во избежание загрязнения внутренних полостей и попадания в них посторонних предметов необходимы: постановка картонных или из другого материала заглушек в местах крепления сборочных единиц и деталей, заглушка труб деревянными пробками, консервация трущихся поверхностей деталей, не снятых с двигателя.
В технологии разборки судовых двигателей различных типов много общего. Так, типовой объем работ по разборке тронкового двигателя состоит в следующем. Снимают контрольно-измерительные приборы, демонтируют трубопроводы охлаждения, смазки, подачи топлива, воздушного пуска, снимают форсунки, секции топливного насоса, регулятор, демонтируют впускной и выхлопной коллекторы и водовоздушный охладитель, насос охлаждающей воды, фильтры топлива и масла, крышки цилиндров, шатунно-поршневую группу. Затем снимают масляный насос с приводом, наддувочный агрегат, демонтируют газораспределительный механизм, блок цилиндров, поднимают коленчатый вал.
Типовой объем работ по поузловой разборке крейцкопфных двигателей включает: снятие контрольно-измерительных приборов, боковых щитов корпуса и подпоршневых полостей, демонтаж трубопроводов и арматуры охлаждения, смазки и топлива, разборку телескопической системы охлаждения поршней, демонтаж трубопроводов и арматуры воздушно-пусковой системы, приводов газораспределения, пусковых клапанов, индикаторных кранов. Затем снимают крышки цилиндров и навешенные механизмы (масляные и топливоподкачивающие насосы, фильтры, холодильник продувочного воздуха, топливные насосы и лубрикаторы), разбирают и снимают выхлопной трубопровод и турбокомпрессор, поршни со штоками и крейцкопфы, выпрессовывают втулки цилиндров, демонтируют реверсивное устройство, разбирают соединительные муфты и снимают носовую и кормовую секции распределительного вала. Затем снимают крышки рамовых подшипников и верхние вкладыши. Для предохранения нижних вкладышей от самовыкатывания устанавливают упоры. Анкерные связи разгружают и демонтируют. По окончании поузловой разборки места, с которых сняты детали, закрывают крышками, щитами, полиэтиленовой пленкой. Для хранения комплектующих может понадобиться аренда склада.
После поузловой разборки двигателя производят подетальную разборку узлов в объеме ремонтной ведомости.